img
Краткое руководство по созданию закупочной стратегии

Что такое стратегия закупок?

Стратегия закупок – это, по сути, долгосрочный план, обеспечивающий бесперебойный процесс поставок, необходимых для деятельности организации. В идеале, стратегия закупок должна минимизировать риски предприятия АПК, обеспечивая при этом качество и своевременность выполнения всех работ.

Зачем нужна стратегия закупок?

Хорошая стратегия закупок ускоряет и улучшает производство. Она предусматривает сезонные колебания цен, возможность возникновения дефицитов и различных сложностей, которые порой просто преследуют любое агропромышленное предприятие в силу специфики производства.

Правильно составленная стратегия способна помочь справиться с любыми непредвиденными проблемами или сбоями. А ещё она предполагает список конкретных целей и путей их достижения. В результате, руководителю компании становится проще измерять эффективность закупок.

В грамотной закупочной стратегии должны быть следующие разделы:

Анализ расходов: проводится тщательный анализ всех данных, касающихся закупленных товаров, включая скрытые затраты.

Определение потребностей и приоритетов.На этом этапе используется матрица закупок, о которой расскажем ниже.

Анализ рынка: собираются и исследуются самые свежие данные о рынке по интересующим категориям.

Постановка целей: определяются цели на основе всех проанализированных данных и расставляются приоритеты, в зависимости от их влияния на чистую прибыль компании.

Определение политики закупок.

Усреднённая структура закупочной стратегии выглядит так:

  • вступление;
  • миссия и обзор плана стратегии закупок;
  • подробный план и процедуры стратегии закупок;
  • цели стратегии закупок;
  • сроки стратегии закупок;
  • мониторинг плана стратегии закупок, показатели и отчеты.

А теперь расскажем о матрице, которой пользуются профессиональные стратеги в сфере закупок. В далёком 1983 была разработана матрица Кралича. Этот инструмент до сих пор актуален и порой незаменим при составлении плана действий на несколько месяцев вперёд.

Концепция Кралича основана на двух параметрах:

влияние на прибыль с точки зрения добавленной стоимости продуктовой линейки, процента сырья в совокупных издержках и их влияния на прибыльность;

риск для поставок, складывающийся из дефицита поставок, темпов замещения технологий и материалов, затрат на доставку и т.д.

Ниже мы разместили изображение с матрицей Кралича.

Как же ею пользоваться?

Элемент, который имеет низкий риск и мало влияет на прибыльность компании, не является критическим - особых действий, кроме рутинных, не требует.

Товары с низким риском и более высокой доходностью особенно выгодны для заказчика. Здесь важно следить за рыночной ситуацией и не упускать выгодные коммерческие предложения от поставщиков.

Товары, которые имеют меньшее влияние на прибыльность, и закупка которых сопряжена с высоким риском, должны быть под особым контролем.

Критический элемент матрицы – это закупки ресурсов, которые подвержены более высокому риску, и значительно влияющие на прибыльность компании. Закупщики должны сосредоточиться на выстраивании прочного и взаимовыгодного партнёрства с проверенными поставщиками и постоянно уделять именно этому квадрату пристальное внимание.