img
Чем категорийная стратегия отличается от закупочной?

Категорийная стратегия аналогично с классической закупочной определяет цели, задачи, планирование, методы закупок и подбор инструментов для обеспечения предприятия материальными ресурсами. Однако категорийные стратегии формируются на бессрочный период. И закупки в них являются лишь частью процесса управления товаром.

                    

Конкретный пример, который поможет понять различие.

Допустим, организации необходимо закупить удобрения. Категорийный менеджер разбирается, действительно ли нужно их закупать или стоит посоветоватьcя с агрономами, чтобы эксперты подсказали другой способ усилить плодородие почвы. А закупочная стратегия отвечает на вопросы: где закупать, у кого закупать, в какое время, по какой цене и т.д.                    

Вот основные шаги разработки категорийной стратегии:

                   

1. Постановка цели. Например: как повысить эффективность деятельности предприятия при обеспечении определённой категорией товаров. Важно ставить конкретные, понятные, измеримые цели с конкретным сроком, соответствующие глобальным целям компании. Цель должна быть подкреплена необходимыми ресурсами.                    

2. Подбор команды категорийных экспертов. Основу должны составлять компетентные сотрудники предприятия: закупщики, технологи, производственники, топ-менеджмент и т.д. Главное, чтобы они имели непосредственный опыт работы или работе с определённой категорией товаров.                    

3. Проведение анализа категории: описание требуемых МТР (материально-технических ресурсов), области их применения, основных технических параметров, регулирующих нормативных актов и основных затрат.                    

4. Анализ поставщиков по категории на региональном, российском и международном рынках (в зависимости от потребностей).                    

5. Классификация действующих поставщиков по критериям надёжности, предлагаемой стоимости и условиям поставок.                    

6. Проведение классического SWOT-анализа.

На основании вышеописанных шагов формируется категорийная стратегия. Если категорийные менеджеры приходят к выводу, что закупка необходима, то закупочная стратегия разрабатывается как часть категорийной.                    Надеемся, теперь эта тема стала для вас более понятной. Если вы хотите узнать о закупках ещё больше, записывайтесь на консультацию в “ЭТП-Агро”.